Ответ:

Направление требований и других документов налогоплательщику от ИФНС

На основании изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, налоговый орган может направлять налогоплательщику в электронном виде ряд документов, которые ранее передавались только в бумажном виде.
 
Сейчас в электронном виде могут передаваться:
 
1. Документы, которые используются налоговым органом при реализации своих полномочий. Например, решения, принимаемые в ходе налогового контроля; уведомления о вызове налогоплательщика; решения о возмещении НДС и акцизов;
 
2. Требования по предоставлению документов (информации). Например, документы о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте;
 
3. Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
 
Порядок документооборота
 
1. Налоговый орган формирует и отправляет требование в электронном виде (например, в формате PDF).
 
2. Спецоператор формирует подтверждение даты отправки, в котором фиксируется дата направления требования в электронном виде. Данное подтверждение передается в адрес ИФНС и налогоплательщика.
 
3. Налогоплательщик, получив требование, формирует в электронном виде квитанцию о приеме или уведомление об отказе и передает его в адрес ИФНС.
 
Квитанция о приеме – документ, подтверждающий факт получения требования (но не обязательно согласия с ним). Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее следующего рабочего дня с момента отправки Требования инспекцией.  
 
Если инспекция не получает квитанцию о приеме в установленные сроки, то Требование направляется налогоплательщику на бумажном носителе. Если квитанция поступает в ИФНС в срок, то на бумажном носителе требование абоненту не высылается.
 
Уведомление об отказе формируется, если требование:
 
  • Направлено данному налогоплательщику ошибочно (предназначался другому адресату);
  • Не соответствует установленному формату;
  • В требовании отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа.
Данные проверки выполняются системой «Контур-Экстерн» автоматически, и, если документ корректный – абоненту предлагается отправить квитанцию о приеме. Если же в документе обнаружена одна из вышеперечисленных ошибок, то система предложит отправить уведомление об отказе.
 
Налогоплательщик обязан ознакомиться с требованием ФНС и выполнить его в сроки, установленные в поступившем документе. В случае несогласия с требованием налогоплательщику следует обратиться в инспекцию, выставившую его.
 
Реализация в Контур-Экстерн
 
Для просмотра списка поступивших от налогового органа документов необходимо:
 
1. На главной странице системы «Контур-Экстерн» перейти в меню Отчеты, выделить раздел Требования и нажать кнопку Найти (см. рис. 1):
 
Рис. 1. Меню Отчеты / Требования
 
При поступлении требования  налогоплательщику также приходит уведомление на электронную почту или телефон. Поменять или добавить номер телефона или электронный адрес можно в меню Настройки / Рассылки и новости.
 
2. Кликнуть по названию поступившего документа, после чего откроется страница, содержащая следующие данные (см. рис. 2):
 
  • Файлы требований — в рамках одного документооборота ИФНС может выслать несколько типов документов (см. рис. 2). Для их просмотра необходимо нажать на название требования и сохранить предложенный файл. Файл сохраняется в формате PDF и может быть открыт с помощью программы Adobe Reader.
  • Кнопка Отправить квитанцию о приеме либо Отправить уведомление об отказе.
  • Ссылка Подготовить документы, которая ведет на окно подготовки формы Опись документов, направляемых в налоговый орган (см. Как отправить в ИФНС опись документов в ответ на требование?).
При нажатии на ссылку Сохранить все документы и подписи также сохраняется и Описание требования – файл, представляющий собой xml-структуру и содержащий служебную информацию о составе документооборота.
 
На данный момент есть вероятность поступления ошибочных требований на «чужую» организацию, так как в ФНС процесс настройки программных комплексов для работы с данным видом документооборота пока не завершен. Налогоплательщику, получившему такое требование, не следует предпринимать какие-либо действия, квитанцию отправлять не нужно.
 
Система «Контур-Экстерн» проверяет направленные ФНС требования на предмет ошибок. Если проверки пройдены, то пользователю предлагается отправить квитанцию о приеме (см. рис. 2). Документ от ИФНС считается принятым.
 
Рис. 2. Отправка квитанции о приеме
 
Уведомление об отказе формируется в системе «Контур-Экстерн» автоматически в случае, когда требование ошибочно направлено налогоплательщику, не соответствует утвержденному формату, отсутствует ЭЦП ответственного лица налогового органа. В данном случае следует отправить в инспекцию отказ, нажав на кнопку Отправить уведомление об отказе (см. рис. 3).
 
Рис. 3. Отправка уведомления об отказе
 
После отправки квитанции о приеме/ уведомления об отказе статус документооборота меняется на Обработан. Как только документ будет получен ИФНС, статус будет изменен на Документооборот завершен.